С 2008 года обеспечение электроснабжения муниципального транспорта находится под контролем «Горсетей». Работа линий электротранспорта осуществляется с использованием телеметрического блока управления и сбора данных при помощи GPRS-трафика.
Все 13 тяговых подстанций распределены по участкам. В случае аварийной ситуации диспетчер может снять напряжение, а затем подать его на конкретный пункт. При этом центр управления единый - это диспетчерская.
Чтобы принять решение, необходимо взаимодействие с диспетчерской Трамвайно-троллейбусного управления.
- К нам поступает звонок от диспетчера ТТУ, что, например, на Комсомольском проспекте повреждены специальной части контактной сети. Мы отключает напряжение, и направляем на место аварии дежурную бригаду. После того, как проблема устранена, вновь подаем напряжение, - рассказывает Елизавета Грищенко, старший энерго-диспетчер оперативно-диспетчерской службы.
Причины аварий самые разные, но чаще всего это человеческий фактор: небольшой опыт управления у водителя электротранспорта, несоблюдения скоростного режима, нарушение ПДД. И такие случаи - практически каждый день.
Зимой из-за большого скопления трамваев на одном участке увеличивается нагрузка на контактную сеть и срабатывает тепловая защита, при которой отключается фидер. Задача диспетчера - понять, в чем причина неисправности и оперативно направить ремонтную бригаду к месту неполадки. А чтобы не отключать всю подстанцию, а лишь конкретный участок, диспетчер должен знать все точки подключения наизусть.